Чтобы правильно сделать задание 2 ОГЭ, необходимо:

  • внимательно прочитать текст;
  • вникнуть в его содержание;
  • ответить на вопрос по содержанию текста, выбрав 1 ответ из 4 предложенных.

Теория

Иногда ответ очевиден. Но иногда варианты ответов запутывают, смешивая в них верную и неверную информацию, или смысл текста или отдельных его фрагментов неясный. В таком случае нужно действовать методом исключения:

  • берем каждый вариант по очереди;
  • ищем ему подтверждение или опровержение в тексте.

Примеры

Пример 1.

(1)Со­ло­вей и ля­гуш­ки поют все­гда вме­сте.

(2)Певец любви, прав­ду ска­зать, гряз­ну­ля по­ря­доч­ный. (3)Он во­дит­ся среди сырых ку­стов, юрко шны­ря­ет мышью по ниж­ним вет­вям, во­ро­шит сухие ли­стья, до­бы­вая из-под них жуч­ков. (4) Ни­че­го уди­ви­тель­но­го, что тут же сидят ля­гуш­ки. (5)Не­под­хо­дя­щее место для песен о любви.

(6)Моё зна­ком­ство с со­ловьём на­ча­лось ошиб­кой. (7)Меня, ко­то­ро­му тогда толь­ко ис­пол­ни­лось де­вять лет, в жар­кий ве­сен­ний вечер по­за­бы­ли на бе­ре­гу озера. (8)Пред­ставь­те по­ло­же­ние маль­чиш­ки, впер­вые в жизни очу­тив­ше­го­ся перед огром­ной вод­ной пу­сты­ней. (9)Когда исчез ог­нен­ный круг солн­ца, на­пол­няв­ший от­блес­ка­ми вод­ную гладь, и по земле по­полз­ли тени, со всех сто­рон по­слы­ша­лось стран­ное угро­жа­ю­щее ур­ча­ние. (10)Я в ужасе при­та­ил­ся под ку­стом, ожи­дая своей по­ги­бе­ли.

(11)И вдруг из ближ­ней гряды каких-то цве­ту­щих за­ро­с­лей гря­нул за­ли­ви­стый длин­ный свист, понёсся, обо­рвал­ся тре­лью, щёлкнул, за­ска­кал, рас­сы­пал­ся и се­реб­ри­стым эхом ото­звал­ся везде: и в ку­стах, и в лесу, сто­яв­шем тёмной сте­ной, и на дру­гом бе­ре­гу за­снув­ше­го озера. (12)И я, ни­ко­гда до тех пор не слы­шав­ший со­ло­вья, сразу понял: вот он! (13)А угро­жа­ю­щее ур­ча­ние — это ля­гуш­ки урчат, и ни­сколь­ко это не страш­но.

(14)Про­шло лет де­сять. (15)За это время я не толь­ко слы­шал, но и видел не раз, как поёт со­ло­вей. (16)Он ни­ко­гда не по­ме­ща­ет­ся на ветке де­ре­ва, а не­пре­мен­но в кусте, не­вы­со­ко от земли, сидит, как бы не­сколь­ко сгор­бив­шись, слег­ка рас­пу­стив кры­лья.

(17)Ко­неч­но, не все­гда он поёт. (18)Он пры­га­ет по грязи, он ро­ет­ся в му­со­ре, ест чер­вей. (19)А когда поёт, то его не­из­мен­но со­про­вож­да­ет голос ля­гу­шек, ква­ка­ю­щих из гряз­но­го бо­ло­та…

(20)Од­на­ж­ды ве­че­ром я ма­ял­ся на ма­лень­кой стан­ции в ожи­да­нии по­ез­да. (21)Бес­чис­лен­ные ля­гуш­ки над­сад­но кри­ча­ли над рекой. (22)И этот ква­ка­ю­щий хор, и душ­ный воз­дух прожжённой за день солн­цем стан­ции, и скука ожи­да­ния — всё сли­ва­лось в тя­гост­ное впе­чат­ле­ние без­надёжной тоски.

(23)И вдруг брыз­ну­ли с реки звон­кие со­ло­вьи­ные песни. (24) Ля­гу­ша­чий хор про­дол­жал гре­меть оже­сточённо, но те­перь он зву­чал иначе: он до­пол­нял, от­те­нял звон­кие го­ло­са пер­на­тых пев­цов. (25)Раз­но­го­ло­си­цы не было. (26)Всё пело… про лю­бовь.

(27)И когда по­до­шел так долго ждан­ный поезд, жаль было по­ки­дать не­на­вист­ную стан­цию.

(По Е. Дуб­ров­ско­му)

 

За­да­ние 2. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му в тек­сте подчёрки­ва­ет­ся, что "со­ло­вей и ля­гуш­ка поют все­гда вме­сте"?

1) С по­мо­щью этого автор до­ка­зы­ва­ет мысль о том, что со­ло­вьи­ное пение так кра­си­во лишь на фоне над­сад­но­го ля­гу­ша­чье­го ква­ка­нья.

2) С по­мо­щью этого автор до­ка­зы­ва­ет, что кра­со­та и гар­мо­ния рож­да­ют­ся порой из со­че­та­ния пре­крас­но­го и без­об­раз­но­го.

3) Это на­блю­де­ние до­ка­зы­ва­ет, что ис­кус­ство пения не иг­ра­ет ни­ка­кой роли, когда речь идёт о хо­ро­вом ис­пол­не­нии.

4) Это поз­во­ля­ет ав­то­ру утвер­ждать, что пре­крас­ная песня со­ло­вья по­буж­да­ет петь и ля­гу­шек.

Вариант 1 не подходит, так как нигде в тексте нет такой информации. Напротив, автор считает соловьиное пение прекрасно само по себе, что подтверждает 11 предложение.

Вариант 3 не подходит, так как такое суждение в принципе абсурдно. Автор нигде об этом не говорит.

Вариант 4 не подходит, так как везде в тексте подчеркивается, что лягушки начинают квакать до пения соловья (предложение 9, 21).

Вариант 2 - правильный ответ, это подтверждают предложения 19, 24-26.

 

Пример 2.

(1)Я люблю вспо­ми­нать своё дет­ство. (2)У меня теп­ле­ет на душе и щемит серд­це, когда я его вспо­ми­наю.

(3)Дет­ство — самая глав­ная, самая важ­ная часть жизни. (4)У поэта, по­верь­те, не­пре­мен­но долж­но быть очень счаст­ли­вое дет­ство. (5)Или очень не­счаст­ное. (6)Но никак не такое, как у всех, не скуч­ное, сред­нее, серое.

(7)Я ро­дил­ся по­этом, а не стал им, как дру­гие: моё дет­ство было до стран­но­сти вол­шеб­ным. (8)Я был кол­дов­ским ребёнком. (9)Я жил в каком-то мною самим со­здан­ном мире, ещё не по­ни­мая, что это мир по­э­зии. (10)Стран­но, но я, не­смот­ря на моё по­э­ти­че­ское вос­при­я­тие жизни, тогда о сти­хах не по­мыш­лял. (11)Я ста­рал­ся во­об­ра­же­ни­ем про­ник­нуть в тай­ную суть вещей. (12)Не толь­ко вещей, но и жи­вот­ных. (13)Так, у нашей кошки Мурки были кры­лья, и она но­ча­ми уле­та­ла в окно. (14)А со­ба­ка моей сест­ры, ста­рая и жир­ная, толь­ко при­ки­ды­ва­лась со­ба­кой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. (15)Но и люди во­круг меня были не теми, кем ка­за­лись…

(16)Да, я и прав­да был кол­дов­ским ребёнком, ма­лень­ким магом, ча­ро­де­ем. (17)Таким я, по край­ней мере, сам себя счи­тал. (18)Тогда уже во мне воз­ник­ло и по­сте­пен­но раз­рос­лось же­ла­ние во­пло­тить мечту мою, «бу­дить по­всю­ду обо­жа­нье».

(19)Но меня и так очень лю­би­ли и ба­ло­ва­ли в дет­стве. (20)Мать лю­би­ла меня фан­та­сти­че­ски, и я любил её боль­ше всего на свете. (21)Я хотел, чтобы она гор­ди­лась мной. (22)Од­на­ко это не ме­ша­ло мне и всех дру­гих в нашем доме лю­бить всем серд­цем.

(23)Моё дет­ское серд­це… (24)Для поэта важ­нее всего со­хра­нить дет­ское серд­це и спо­соб­ность ви­деть мир пре­об­ражённым.

(25)Я хотел бы вер­нуть­ся в то далёкое, не­воз­вра­ти­мое, осо­бен­ное время. (26)Можно ли когда-ни­будь за­быть его, вы­ле­чить­ся от дет­ства? (27)Мне, слава богу, не уда­лось. (28)Ничто так не по­мо­га­ет пи­сать стихи, как вос­по­ми­на­ния дет­ства. (29)Когда я на­хо­жусь в осо­бен­но твор­че­ском со­сто­я­нии, я живу будто двой­ной жиз­нью: на­по­ло­ви­ну здесь, в се­го­дняш­нем дне, на­по­ло­ви­ну там, в про­шлом, в зо­ло­той не­воз­врат­ной поре. (30)И тогда я чув­ствую, что сей­час, сей­час про­изойдёт чудо и в моих ушах за­зву­чат строч­ки новых сти­хов.

(По И. Одо­ев­це­вой)

Задание 2. Вы­бе­ри­те вер­ное про­дол­же­ние от­ве­та на во­прос: «По­че­му рас­сказ­чик в пред­ло­же­нии 24 упо­треб­ля­ет форму не мно­же­ствен­но­го, а един­ствен­но­го числа – «поэт»?»

Такая форма на­име­но­ва­ния го­во­рит здесь о том, что…

1) рас­сказ­чик имеет в виду толь­ко себя.

2) это слово имеет ма­ги­че­ский смысл.

3) рас­сказ­чик стре­мит­ся со­здать со­би­ра­тель­ный образ.

4) рас­сказ­чик под­ра­зу­ме­ва­ет из­вест­но­го в то время поэта.

Вариант 3 - правильный ответ, так как в течение всего текста автор стремится на своем примере рассказать о поэтах вообще.

Поэтому же не подходит ответ 1.

Не подходит и ответ 2, так как про магический смысл этого слова в тексте ничего не сказано. Сказано, что сам автор в детстве считал себя магом, но слова "поэт" это никак не касается.

Ответ 4 не подходит, потому что в тексте не говорится ни про какого другого поэта.

 

Пример 3.

(1)Кин­тель уви­дел ма­лень­кую скри­пач­ку в по­след­ний день ав­гу­ста, когда шагал на рынок за кар­тош­кой. (2)Спер­ва он услы­шал му­зы­ку. (3)У за­бо­ра за­бро­шен­ной строй­ки по­лу­коль­цом сто­я­ли ре­бя­та и взрос­лые, че­ло­век пят­на­дцать. (4)А на фоне тёмных и рва­ных афиш иг­ра­ла на скрип­ке де­воч­ка. (5)Од­но­го с Кин­те­лем воз­рас­та.

(6)Она была то­нень­кая, кур­но­сая, с ко­рот­ки­ми и растрёпан­ны­ми, как у маль­чиш­ки, во­ло­са­ми. (7)Она по­ка­чи­ва­лась на за­го­ре­лых ногах, как на сте­бель­ках, за­дум­чи­во смот­ре­ла мимо людей и во­ди­ла смыч­ком.

(8)У ног де­воч­ки, в пыль­ных по­до­рож­ни­ках, лежал скри­пич­ный фу­тляр, в от­ки­ну­той крыш­ке его белел бу­маж­ный лист. (9)На нем круп­но было на­пи­са­но: (10)"За­ра­ба­ты­ваю на скрип­ку".

(11)На­вер­но, ны­неш­няя скрип­ка у де­воч­ки была чужая. (12)Или не очень хо­ро­шая. (13)Но даже на ней де­воч­ка иг­ра­ла вос­хи­ти­тель­но. (14)По край­ней мере, Кин­те­ля пе­чаль­ная и свет­лая му­зы­ка взяла в плен сразу же, и сама де­воч­ка — тоже. (15)Кин­тель смот­рел на юную скри­пач­ку, и серд­це у него за­хо­ди­лось в слад­кой тоске. (16)Было что-то уди­ви­тель­но милое в этой скри­пич­ной ме­ло­дии и в том, кто её играл, — в быст­рых тон­ких паль­цах, в дро­жа­нии волос, в за­дум­чи­вых гла­зах и стро­гих бро­вях. (17)И ещё была в де­воч­ке до­вер­чи­вая без­за­щит­ность и оди­но­че­ство. (18)А во­круг сто­я­ли люди.

(19)Люди слу­ша­ли вни­ма­тель­но, и в скри­пич­ном фу­тля­ре ле­жа­ло уже не­ма­ло мятых бу­ма­жек.

(20)У Кин­те­ля в кар­ма­не были лишь день­ги, ко­то­рые дал дед и ко­то­рые можно было тра­тить толь­ко на кар­тош­ку. (21)А будь у него свои день­ги — хоть сто руб­лей! — он тут же вы­ло­жил бы их в фу­тляр, к ногам де­воч­ки. (22)Хотя... по­смел бы он? (23)Все сразу на­ча­ли бы гля­деть на него. (24)И она по­смот­ре­ла бы — на не­лов­ко­го, стри­жен­но­го аре­стант­ским ёжиком, в мятой, узлом на пузе за­вя­зан­ной ру­баш­ке... (25)Он и так уже стоит здесь, на­вер­но, пол­ча­са, по­это­му все, ко­неч­но, до­га­да­лись о его за­во­рожённо­сти...

(26)Кин­тель по­пя­тил­ся, чув­ствуя, как на­ли­ва­ют­ся теп­ло­той уши и щёки.

(27)И пошёл, пошёл, не ре­ша­ясь огля­нуть­ся. (28)И долго ещё слы­шал скрип­ку...

(По В. Кра­пи­ви­ну)

В каких пред­ло­же­ни­ях со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му герой счи­тал, что «де­воч­ка иг­ра­ла вос­хи­ти­тель­но»?»?

1) (3) У за­бо­ра за­бро­шен­ной строй­ки по­лу­коль­цом сто­я­ли ре­бя­та и взрос­лые, че­ло­век пят­на­дцать. (4) А на фоне тёмных и рва­ных афиш иг­ра­ла на скрип­ке де­воч­ка.

2) (6) Она была то­нень­кая, кур­но­сая, с ко­рот­ки­ми и растрёпан­ны­ми, как у маль­чиш­ки, во­ло­са­ми. (7) Она по­ка­чи­ва­лась на за­го­ре­лых ногах, как на сте­бель­ках, за­дум­чи­во смот­ре­ла мимо людей и во­ди­ла смыч­ком.

3) (11) На­вер­но, ны­неш­няя скрип­ка у де­воч­ки была чужая. (12) Или не очень хо­ро­шая. (13) Но даже на ней де­воч­ка иг­ра­ла вос­хи­ти­тель­но.

4) (16) Было что-то уди­ви­тель­но милое в этой скри­пич­ной ме­ло­дии и в том, кто её играл, — в быст­рых тон­ких паль­цах, в дро­жа­нии волос, в за­дум­чи­вых гла­зах и стро­гих бро­вях. (17) И ещё была в де­воч­ке до­вер­чи­вая без­за­щит­ность и оди­но­че­ство.

В 1 варианте ответа сообщается просто факт. Девочка играла и точка. Вариант не подходит.

Во 2 варианте мы видим только описание девочки, ни слова про игру. Вариант не подходит.

В 3 варианте мы сталкиваемся с отзывом о том, на какой скрипке и как девочка играла. Играла она восхитительно, но почему, здесь не сказано. Вариант не подходит.

Вариант 4 - правильный ответ: девочка играла восхитительно, потому что "было что-то уди­ви­тель­но милое в этой скри­пич­ной ме­ло­дии".

Вверх