Чтобы правильно сделать задание 11 ОГЭ, Вам необходимо:

  • уметь находить грамматическую основу предложения;
  • уметь отличить следующую грамматическую основу от однородного члена предложения предыдущей.

Теория

Что такое грамматическая основа, Вы уже должны знать по заданию 8 ОГЭ. Если Вы забыли, подробнее можно прочитать тут.

Основная сложность данного задания состоит во втором пункте: в умении отличить основу нового предложения от однородного члена предыдущего.

Что Вам нужно помнить:

  • однородные члены предложения не всегда отделяются именно союзом "и", они могут отделяться и союзами "а", "но", так что прежде чем сделать вывод о наличии нового предложения после этих союзов, убедитесь, что там действительно новая основа, а не другой однородный член;
  • если сказуемое стоит в том же числе, роде, виде и др. (в зависимости от того, чем оно выражено), что и сказуемое предыдущей части предложения, и у него нет другого подлежащего, то скорее всего это просто однородное сказуемое, а не новое предложение;
  • если сказуемое стоит в другом числе, роде, виде и др. (в зависимости от того, чем оно выражено), что и сказуемое предыдущей части предложения, и у него нет другого подлежащего, то скорее всего это новое предложение;
  • придаточные предложения часто вклиниваются в середину главных. Главное получается разбитым на две части: до придаточного и после. Прежде чем приписать новое предложение следующей после придаточного части, убедитесь, что эта часть на самом деле не продолжает главное предложение;
  • если предложение назывное (в нём только подлежащее), и подлежащих несколько, то это будут не однородные подлежащие, а разные предложения - считать каждое;
  • иногда роль подлежащего выполняет союзное слово;
  • союз "и" может разделять предложения и без запятой. К примеру, между однородными придаточными, разделенными союзом "и", запятая не ставится. Если нет запятой, это не значит, что нет нового предложения. Всегда проверяйте наличие новых подлежащего и сказуемого.

Примеры

Пример 1.

За­да­ние 11. Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 3. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(3)Алиса могла сво­бод­но войти в те­ат­раль­ный двор, ко­то­рый охра­нял стро­гий сто­рож, а дру­гие дети не могли по­пасть в этот ин­те­рес­ный мир.

Тут все четко и ясно: "Алиса могла войти", "охранял сторож" и "дети не могли попасть".
Правильный ответ - основы 3.

 

Пример 2.

За­да­ние 11. Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 31. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(31)Вот что я тебе скажу: из-за чу­жо­го че­ло­ве­ка ты хо­ро­шую цену упус­ка­ешь, ежели ты его не вы­ста­вишь, потом ты горь­ко по­жа­ле­ешь!

Первая основа явна: "я скажу". Далее можно подумать, что сказуемые однородные, так как стоят в одном лице, числе, виде. Так и было бы, если бы местоимение "ты" не повторялось. Из-за его повторения у каждого сказуемого своё подлежащее - "ты". Получается еще: "ты упускаешь", "ты не выставишь", "ты пожалеешь".
Правильный ответ - 4 основы.

 

Пример 3.

За­да­ние 11. Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 28. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(28)По­че­му в этот день нель­зя сде­лать так, как я хочу?

Первое предложение безличное: "нельзя сделать". Основа второго очевидна: "я хочу".
Правильный ответ - 2 основы.

Вверх