Чтобы сделать задание 14 ОГЭ, Вам необходимо:
- знать, что такое сложное сложное бессоюзное предложение;
- знать, что такое сложносочиненное предложение;
- знать, что такое сложноподчиненное предложение;
- знать, что бывают предложения, сочетающие в себе разом несколько видов связи между частями.
Теория
Сложное бессоюзное предложение - это предложение, состоящее из нескольких простых, соединенных между собой без союза. Простые между собой разделяют только знаки препинания: запятые, точки с запятой, тире, двоеточия.
Примеры сложных бессоюзных предложений:
Я знал: мы уходим навсегда.
Открыли окно - запах сирени ворвался в комнату.
Светило солнце, дул ветер, разливалось весеннее половодье.
Что такое сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение и сложное предложение с разными видами связи, мы подробно разбирали в задании 12. Если Вы забыли, можно почитать тут.
Напомним кратко: сложносочиненное предложение сопровождается чаще всего союзами "и", "а", "но", а сложноподчиненное - союзами "когда", "где", "потому что", "который" и др.
Что важно помнить:
- внимательно читайте задание. Если там сказано "выпишите предложениЕ", Вы ищите только одно предложение. Если там сказано "выпишите предложениЯ", вы уже ищете несколько;
- союзы "и", "а", "но" очень часто сопровождают однородные члены. Поэтому, прежде чем приписать предложению сочинительную связь, убедитесь, что после союза идет новая основа, а не продолжается ряд однородных членов предыдущего предложения;
- знаки препинания тоже могут быть коварны. Двоеточия очень часто отделяют обобщающее слово от ряда однородных членов, а ведь место с двоеточием легко принять за бессоюзную связь. Тире часто отделяют приложения от остального предложения, месту с тире тоже очень хочется приписать бессоюзную связь, не подумав. Поступайте так же, как сказано в предыдущем пункте: всегда убеждайтесь, что после выбранного вами знака препинания идет новая основа;
- придаточные бывают однородными. Часто они разделены не запятой, а союзом "и". Такая связь не будет считаться сочинительной!
Примеры
Пример 1.
Среди предложений 2—8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ищем только одно предложение. Всегда проверяем, что разделяют союзы "и", "а", "но". С осторожностью относимся к запятым, двоеточиям и тире и тоже проверяем, точно ли за ними начинается новое предложение. Предложения с подчинительными союзами сразу же исключаем.
(2)Она была похожа на огромную куницу: тёмно-бурая, покрытая длинной жёсткой шерстью. (3)По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.
(4)В клетку поставили деревянный домик. (5)Однако росомахе домик не понравился. (6)После долгих поисков она устроила логово под домиком: вырыла небольшое углубление, выстлала его своей шерстью, а через несколько дней оттуда послышался писк новорождённых.
(7)С появлением маленьких детёнышей росомаха перестала тосковать и рваться на волю. (8)А если же её детёнышам грозила опасность, она как-то по-особенному рычала, и детёныши, словно по команде, скрывались под домиком.
Тут только один претендент на верный ответ - предложение 6. На месте двоеточия бессоюзная связь, на месте союза "а" сочинительная. Можно подумать еще на 8 предложение, так как в нём между первой и второй основой нет союза, а далее благополучно следует явно сочинительная связь. Но будьте внимательны: между первой и второй основой подчинительная связь, просто сначала идет придаточное, а потом главное. Союз подчинительный есть, только он в начале придаточного, то есть первого предложения.
Правильный ответ - 6.
Пример 2.
Задание 14. Среди предложений 9−14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ищем только одно предложение. Основ в нём, разумеется, должно быть несколько. Союзов между основами быть не должно, но вообще в предложении они могут быть, так как они могут разделять однородные члены.
(9)Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? (10)Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря. (11) Вопли ужаса сиренами прорезали воздух.
(12)В открытых окнах появились испуганные лица взрослых, раздались крики:
— (13)Что?.. (14)Собака?..
В 9 предложении двоеточие разделяет обобщающее слово и однородные члены, оно не подходит. Можно еще подумать на 10, но "как бы там ни было" - это не грамматическая основа, а вводная конструкция. Остается только один вариант - предложение 12: основы две, союза между ними нет.
Правильный ответ - 12.
Пример 3.
Задание 14. Среди предложений 9−14 найдите сложное предложение с разными видами связи (союзной подчинительной и бессоюзной связью). Напишите номер этого предложения.
Ищем только одно предложение. Связь только бессоюзная и подчинительная ("когда", "где", "чтобы" и пр.). Сочинительных союзов между основами быть не должно, но вообще в предложении они могут быть, так как они могут разделять однородные члены.
(9)Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
(10)А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11) Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.
(12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13)Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14)Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек.
Тут только один претендент на правильный ответ - предложение 13. Бессоюзная связь на месте двоеточия, подчинительная связь на месте союза "как".
Правильный ответ - 13.