Чтобы правильно сделать задание 7 ЕГЭ, необходимо:

  • знать части речи и не путать их между собой;
  • знать грамматические нормы русского языка;
  • уметь верно находить нарушения, с ними связанные;
  • не путать их между собой.

Теория

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Для начала вспомните, что такое причастие. На практике оказывается, что причастие путают не только с прилагательным, но еще и с деепричастием и глаголом. 
Причастие - это, говоря понятным языком, прилагательное, образованное от глагола. Оно выглядит как прилагательное и отвечает на те же вопросы, но в его основе лежит действие, глагол. Иногда условно мы задаем ему смешанные вопросы глаголов и прилагательных: что сделанные?; что сделавшие?; что делающие? и пр.
Итак, самые распространенные ошибки:

Что надо искать Как ошибка выглядит на примере
У причастия не тот падеж, падеж, отличный от определяемого слова. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата (какого?), сохраняющим (должно быть "сохраняющего") верность долгу и Отчизне.
Определяемое слово вклинивается внутрь причастного оборота, а так быть не должно. Определяемое слово ставится либо до, либо после него. Каждый программист закреплён за определённым |следящим компьютером за его состоянием|.
Причастный оборот стоит слишком далеко от определяемого слова. Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие - форма глагола, часть речи, отвечающая всего на два вопроса: "что делая?" и "что сделав?". Ни на какие больше вопросы деепричастие не отвечает.
Деепричастия, например, выглядят так: взвесив, слушая, прочитав, обогнав, выкрикивая.
Самые распространенные ошибки:

Что надо искать Как ошибка выглядит на примере
В предложении стоит такое подлежащее, которое не может выполнять действие, выраженное деепричастием. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал ("материал" - подлежащее, он не может создавать прогноз).
Подлежащее отсутствует вовсе, предложение безличное. Мешая мне работать, на улице смеркалось.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Самые распространенные ошибки:

Что надо искать Как ошибка выглядит на примере
Предложения типа "те, кто..., ..." или "все, кто ..., ...". Подлежащее в одном числе, а сказуемое в другом.

В марте те ("они", множественное число), кто достиг 18 лет, участвовал (единственное число, а должно быть тоже множественное: "участвовали") в выборах Президента Российской Федерации (несогласованность в главном).

или

В марте те, кто (м. р., ед. ч.) достигли (а должно быть тоже м. р., ед. ч.: "достиг") 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации (несогласованность в придаточном).

или

Кто (подлежащее, м. р., ед. ч.), как не сама природа, научила (сказуемое, должно быть тоже в м. р., ед. ч.: "научил") будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

Обычные подлежащие и сказуемые, не согласованные между собой в роде или числе.

Каждый (м. р., ед. ч.) из создателей этого фильма сказали (должно быть "сказал") на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

Кто-то (м. р., ед. ч.) из москвичек-конькобежек неудачно выступили (должно быть "выступил") на соревнованиях.

Предложения с аббревиатурами.

МГУ (главное слово из аббревиатуры - "университет", а оно м. р., ед. ч.) объявило (должно быть "объявил") о том, что при поступлении будут учитываться личные достижения абитуриентов.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Приложение - это существительное, отвечающее на вопрос прилагательного. Например: газета (какая?) "Правда" (приложение); девочка (какая?) Саша (приложение); роман (какой?) "Война и мир" (приложение). Бывают также приложения, выраженные нарицательными существительными, но предложения с ними в данном задании не приводятся, потому в этой статье не рассматриваются.

Что надо искать Как ошибка выглядит на примере

Предложения с именами с собственными, с названиями чего-либо в кавычках.

Если главное слово при этом названии присутствует, то оно берет весь падеж на себя, повторная постановка в падеж самого приложения не требуется. Если же такого слова нет, то само приложение принимает на себя весь падеж.

В повести (главное слово, берет на себя весь падеж) А.С. Пушкина «Дубровском» (должно быть в им. п.: "Дубровский") изображены картины крепостного прошлого России.

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Что такое существительное, мы все знаем. Что такое предлог - тоже. Но в данном задании чаще всего встречаются производные предлоги.
Производные предлоги (как и все другие "производные" части речи) - это предлоги, произошедшие из других частей речи. Например, предлог "благодаря" (выражения типа "благодаря счастливому случаю") произошел из деепричастия "благодаря" (что делая?; выражение типа "благодаря маму за обед").

Самые распространенные ошибки:

Что надо искать Как ошибка выглядит на примере

Предложения с предлогами "благодаря", "вопреки", "согласно".

После них требуется дательный падеж, а в задании употребляется родительный.

Благодаря стараний (здесь р. п., а должен быть д. п.: "стараниям") опытного доктора больной быстро поправлялся.

Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своего характера и моральных устоев (здесь р. п., а должен быть д. п.: "характеру" и "устоям").

Вопреки вчерашнего неблагоприятного прогноза (здесь р. п., а должен быть д. п.: "прогнозу") весь день светило яркое солнце.

Производные предлоги типа "по окончании", "по приезде", "по завершении" и пр.

Предлог "по" в значении "после" требует после себя предложный падеж в составе производного предлога.

По окончанию (это д. п., а должен быть п. п.: "окончании") университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из научно-исследовательских институтов.

Прочие производные предлоги с существительным в непривычном падеже.

Мы смотрели вслед (кого?; а должно быть: кому?) уходящих кораблей (должно быть "кораблям").

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Самые распространенные ошибки:

Что надо искать Как ошибка выглядит на примере

Предложения с двойными союзами типа "не только ..., но и ...", "как ..., так и ...", "не столько ..., сколько ..." и пр.

Вторая часть такого союза будет неверной.

Грамоты получили не только призёры, а также (должно быть "но и") активные участники среди зрителей.

Предложения с двойными союзами типа "не только ..., но и ...", "как ..., так и ...", "не столько ..., сколько ..." и пр.

Какая-то из частей союза будет стоять не рядом со своим однородным членом.

Грамоты не только получили призёры, но и активные участники среди зрителей (получилось "не только получили, но и участники", а должно было быть "не только призеры, но и участники").

Два однородных члена, стоящих рядом, но при этом требующих после себя разный падеж.

В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала (что?) и восхищалась (чем?) поэзией Бориса Пастернака.

должно быть:

В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала поэзию Бориса Пастернака и восхищалась ей.

Один однородный член выражен причастным оборотом, а другой - придаточным предложением с союзом "который".

Мальчишка, катавшийся на велосипеде и который с него упал, сидел рядом с мамой, прикрывая разбитое колено.

Предложения с частями речи, которые не могут быть однородными.

Татьяна любила гадать и старинные предания (инфинитив и существительное не могут быть однородными).

Ошибка в построении предложения с косвенной речью.

Прямая речь обязательно требует двоеточия, кавычек и заглавной буквы. Косвенная речь встраивается в предложение через придаточное, не требует двоеточия и заглавной буквы, а также требует повествования от третьего лица.

Что надо искать Как ошибка выглядит на примере
Предложения с кавычками (реже без кавычек) со словами типа "сказал", "говорил" и последующим придаточным, передающим суть сказанного. Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне (должно быть "ему") понадобится ещё немного времени.

Ошибка в построении сложного предложения.

Самые распространенные ошибки:

Что надо искать Как ошибка выглядит на примере
Предложение с лишними союзами. Я знаю, что придёт время, что (лишний союз) когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
Предложение с неправильным переходом от главного к придаточному (например, с неверным указательным местоимением). Учитель указал (на что?) о том (должно быть "на то"), что в сочинении есть ошибки.
Неоправданная парцелляция (в данном случае отделение придаточного от главного точкой).  И тогда он понял. Что было уже поздно.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Формулировка задания говорит сама за себя: глаголы не согласованы между собой во времени, виде или и в том, и в другом.

Самые распространенные ошибки:

Что надо искать Как ошибка выглядит на примере
Предложения с однородными глаголами (часто - сказуемыми), один из которых не соотносится с другими в виде/времени. Добрый поступок (что делает?) создает (несов. в.) и (что делает?) накапливает (несов. в.) добро, (что сделает?) сделает (сов. в.) жизнь лучше, развивает гуманность.
Несогласованность сказуемых из разных частей сложного предложения. Когда (что делает?) наступает (несов. в., наст. в.) зима, (что сделал?) пошёл (сов. в., прош. в., должно быть "идет") снег.

Практика

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

5) В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.

Чтобы найти ошибку под буквой А, нам необходимо сначала найти все предложения с причастными оборотами. Их всего три: 3, 5 и 6. Прежде всего проверяем у всех падеж и обнаруживаем, что ошибка в предложении 5: этюдов (каких?), привезенным (а должно быть "привезеннЫХ").

Чтобы найти ошибку под буквой Б, ищем сложное предложение с лишними союзами (это самая распространенная ошибка). Это предложение под цифрой 9: союз "что" явно не требуется.

Чтобы найти ошибку под буквой В, ищем предложения с названиями, с собственными существительными в кавычках. Таких предложения два: 3 и 7. В 7 предложении все верно: слово "пейзаж" забирает на себя весь падеж, а "Вид Москвы" стоит в именительном падеже. Ошибка в предложении 3: поскольку есть слово "произведение", оно забирает на себя весь падеж, название должно быть в именительном падеже, а в этом предложении оно в родительном.

Чтобы найти ошибку под буквой Г, ищем прежде всего предложения типа "те, кто ..." или "все, кто ...", потому что ошибка в предложениях именно такого типа самая распространенная. Ищем и сразу находим ее предложении 2: "все" - подлежащее во множественном числе, "увёз" - сказуемое в единственном.

Чтобы найти ошибку под буквой Д, нужно прежде всего искать предложение с однородными сказуемыми. Мы находим такие сказуемые в предложении 1: "подвергает" и "раскрыл". Сразу видна ошибка: "подвергает" - что делает?, а "раскрыл" - что сделал?, нарушены и время, и вид.

Наш ответ: 59321.

Вверх