Задать вопрос

Напишите свой вопрос и мы обязательно ответим Вам в ближайшее время!


refresh

Записаться на бесплатный урок
Оставьте заявку, и мы обязательно свяжемся с Вами!

refresh

Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Чтобы сделать задание 14 ОГЭ, Вам необходимо:

  • знать, что такое сложное сложное бессоюзное предложение;
  • знать, что такое сложносочиненное предложение;
  • знать, что такое сложноподчиненное предложение;
  • знать, что бывают предложения, сочетающие в себе разом несколько видов связи между частями.

Теория

Сложное бессоюзное предложение - это предложение, состоящее из нескольких простых, соединенных между собой без союза. Простые между собой разделяют только знаки препинания: запятые, точки с запятой, тире, двоеточия.

Примеры сложных бессоюзных предложений:

Я знал: мы уходим навсегда.
Открыли окно - запах сирени ворвался в комнату.
Светило солнце, дул ветер, разливалось весеннее половодье. 

Что такое сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение и сложное предложение с разными видами связи, мы подробно разбирали в задании 12. Если Вы забыли, можно почитать тут

Напомним кратко: сложносочиненное предложение сопровождается чаще всего союзами "и", "а", "но", а сложноподчиненное - союзами "когда", "где", "потому что", "который" и др.

Что важно помнить:

  • внимательно читайте задание. Если там сказано "выпишите предложениЕ", Вы ищите только одно предложение. Если там сказано "выпишите предложениЯ", вы уже ищете несколько;
  • союзы "и", "а", "но" очень часто сопровождают однородные члены. Поэтому, прежде чем приписать предложению сочинительную связь, убедитесь, что после союза идет новая основа, а не продолжается ряд однородных членов предыдущего предложения;
  • знаки препинания тоже могут быть коварны. Двоеточия очень часто отделяют обобщающее слово от ряда однородных членов, а ведь место с двоеточием легко принять за бессоюзную связь. Тире часто отделяют приложения от остального предложения, месту с тире тоже очень хочется приписать бессоюзную связь, не подумав. Поступайте так же, как сказано в предыдущем пункте: всегда убеждайтесь, что после выбранного вами знака препинания идет новая основа;
  • придаточные бывают однородными. Часто они разделены не запятой, а союзом "и". Такая связь не будет считаться сочинительной!

Примеры

Пример 1.

Среди пред­ло­же­ний 2—8 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с бес­со­юз­ной и со­юз­ной со­чи­ни­тель­ной свя­зью между ча­стя­ми. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Ищем только одно предложение. Всегда проверяем, что разделяют союзы "и", "а", "но". С осторожностью относимся к запятым, двоеточиям и тире и тоже проверяем, точно ли за ними начинается новое предложение. Предложения с подчинительными союзами сразу же исключаем.

(2)Она была по­хо­жа на огром­ную ку­ни­цу: тёмно-бурая, по­кры­тая длин­ной жёсткой шер­стью. (3)По по­ве­де­нию ро­со­ма­хи слу­жи­те­ли зоо­пар­ка с пер­во­го взгля­да по­ня­ли, что у неё, на­вер­но, скоро долж­ны ро­дить­ся детёныши и она ищет место для ло­го­ва.

(4)В клет­ку по­ста­ви­ли де­ре­вян­ный домик. (5)Од­на­ко ро­со­ма­хе домик не по­нра­вил­ся. (6)После дол­гих по­ис­ков она устро­и­ла ло­го­во под до­ми­ком: вы­ры­ла не­боль­шое углуб­ле­ние, вы­стла­ла его своей шер­стью, а через не­сколь­ко дней от­ту­да по­слы­шал­ся писк но­во­рождённых.

(7)С по­яв­ле­ни­ем ма­лень­ких детёнышей ро­со­ма­ха пе­ре­ста­ла тос­ко­вать и рвать­ся на волю. (8)А если же её детёнышам гро­зи­ла опас­ность, она как-то по-осо­бен­но­му ры­ча­ла, и детёныши, слов­но по ко­ман­де, скры­ва­лись под до­ми­ком.

Тут только один претендент на верный ответ - предложение 6. На месте двоеточия бессоюзная связь, на месте союза "а" сочинительная. Можно подумать еще на 8 предложение, так как в нём между первой и второй основой нет союза, а далее благополучно следует явно сочинительная связь. Но будьте внимательны: между первой и второй основой подчинительная связь, просто сначала идет придаточное, а потом главное. Союз подчинительный есть, только он в начале придаточного, то есть первого предложения.
Правильный ответ - 6.

 

Пример 2.

За­да­ние 14. Среди пред­ло­же­ний 9−14 най­ди­те слож­ное бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Ищем только одно предложение. Основ в нём, разумеется, должно быть несколько. Союзов между основами быть не должно, но вообще в предложении они могут быть, так как они могут разделять однородные члены.

(9)Что про­из­ве­ло боль­шее впе­чат­ле­ние: ве­ли­чи­на, ско­рость бега или ра­зи­ну­тая клы­ка­стая пасть? (10)Как бы там ни было, в не­сколь­ко се­кунд всех бес­страш­ных на­па­да­ю­щих, не­сги­ба­е­мых за­щит­ни­ков и твёрдых, как скала, вра­та­рей сдуло с пу­сты­ря. (11) Вопли ужаса си­ре­на­ми про­ре­за­ли воз­дух.

(12)В от­кры­тых окнах по­яви­лись ис­пу­ган­ные лица взрос­лых, раз­да­лись крики:

— (13)Что?.. (14)Со­ба­ка?..

В 9 предложении двоеточие разделяет обобщающее слово и однородные члены, оно не подходит. Можно еще подумать на 10, но "как бы там ни было" - это не грамматическая основа, а вводная конструкция. Остается только один вариант - предложение 12: основы две, союза между ними нет.
Правильный ответ - 12.

 

Пример 3.

За­да­ние 14. Среди пред­ло­же­ний 9−14 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи (со­юз­ной под­чи­ни­тель­ной и бес­со­юз­ной свя­зью). На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Ищем только одно предложение. Связь только бессоюзная и подчинительная ("когда", "где", "чтобы" и пр.). Сочинительных союзов между основами быть не должно, но вообще в предложении они могут быть, так как они могут разделять однородные члены.

(9)Из тех же ро­ма­нов Валь­те­ра Скот­та мы знали, что в сред­ние века самой страш­ной пыт­кой было вот такое мед­лен­ное ка­па­нье на го­ло­ву ле­дя­ной воды, и удив­ля­лись ля­гуш­ке.

(10)А потом ля­гуш­ка стала при­хо­дить по ве­че­рам в дом. (11) Она пры­га­ла через порог и ча­са­ми могла си­деть и смот­реть на огонь ке­ро­си­но­вой лампы.

(12)Труд­но было по­нять, чем этот огонь так при­вле­кал нашу ля­гуш­ку. (13)Но потом мы до­га­да­лись: она при­хо­ди­ла смот­реть на яркий огонь так же, как дети со­би­ра­ют­ся во­круг не­уб­ран­но­го чай­но­го стола по­слу­шать перед сном сказ­ку. (14)Огонь то вспы­хи­вал, то осла­бе­вал от сго­рав­ших в лам­по­вом стек­ле зелёных мошек.

Тут только один претендент на правильный ответ - предложение 13. Бессоюзная связь на месте двоеточия, подчинительная связь на месте союза "как".
Правильный ответ - 13.

Вверх