Чтобы правильно сделать задание 13 ОГЭ, Вам необходимо:

  • знать, какие виды подчинения бывают в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
  • уметь отличать эти виды друг от друга;
  • уметь находить предложение с нужным видом связи в тексте.

Теория

Делая это задание, Вы должны понимать, что предложение, которое Вы ищите, может быть как только сложноподчиненное, так и с сочинительной связью. То, какое предложение Вам нужно искать - только сложноподчиненное или же сложное с сочинительной и подчинительной связью, отражено в самом задании. Если написано "сложное", значит может быть еще и сочинительная связь, если "сложноподчиненное", то всё однозначно.

В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными существует всего 3 вида подчинения:

  • однородное. Придаточные предложения ведут себя точно так же, как однородные члены: относятся к одному и тому же слову в главном, отвечают на один и тот же вопрос, часто (но не всегда) имеют один и тот же союз. Иногда союз у второго бывает пропущен, но подразумевается. Иногда союз у второго может быть другой, но если вопрос задается одинаковый, то такое подчинение считается однородным. Если придаточных два и между ними стоит союз "и", то они не разделяются запятой. 

    Примеры однородного подчинения придаточных:
    Он пришел, когда уже темнело и когда мама готовила суп.
    Мальчик не знал, что ему делать и как поступить.
    Деревья шумели там, где не было людей и было много свободного места.

  • неоднородное (оно же параллельное). Вид подчинения параллельный в прямом смысле: если бы вы провели прямые линии вверх от придаточных, они бы никогда не пересеклись. Придаточные могут стоять рядом друг с другом, могут разбивать главное на несколько частей. Одно из придаточных может начинать предложение. Придаточных должно быть минимум два.

    Схема предложения с таким видом подчинения может быть нескольких типов:
    Главное - придаточное - главное - придаточное.
    Придаточное - главное - придаточное - главное.
    Придаточное - главное - придаточное.
    Главное - придаточное - придаточное.

    Все придаточные относятся к главному. Они отвечают на разные вопросы и имеют разные союзы. 

    Примеры неоднородного (параллельного) подчинения придаточных:
    Когда мы вернулись, я увидел, что все подушки разорваны.
    Тот, кто до войны воз­вра­щал­ся домой после дол­гой раз­лу­ки, не ис­пы­ты­вал тогда того, что ис­пы­ты­ва­ем мы сей­час.
    Ва­лер­ка даже не успел уви­деть, кто стоял на по­ро­ге, по­то­му что от­ку­да-то вдруг вы­ско­чил ма­лень­кий ко­рич­не­вый клу­бок и, ра­дост­но визжа, бро­сил­ся Ва­лер­ке под ноги.

  • последовательное. Каждое следующее придаточное цепляется по смыслу за предыдущее придаточное. От главного зависит только одно. Остальные придаточные зависят друг друга. Они обычно стоят рядом и идут друг за другом, но могут вклиниваться одно в другое. Могут иметь как одни и те же вопрос и союз, так и разные. Главное - чтобы каждое следующее придаточное цеплялось по смыслу за предыдущее.

    Примеры последовательного подчинения придаточных: 
    Но от­не­сти его домой он не мог, по­то­му что тётя, у ко­то­рой он жил с про­шло­го по­не­дель­ни­ка, ещё не­из­вест­но как бы к этому от­нес­лась.
    А на пе­ре­ме­не, когда Витя как ни в чём не бы­ва­ло подошёл к ре­бя­там, хотя уже чув­ство­вал не­доб­рое, Ва­лер­ка стал крив­лять­ся.
    Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, ко­то­рый давно погиб на войне.

Примеры

Пример 1.

За­да­ние 13. Среди пред­ло­же­ний 30–37 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с не­од­но­род­ным (па­рал­лель­ным) под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Так как нам говорят найти не сложноподчиненное, а просто сложное, то в нужном нам предложении может быть и сочинительная связь. Ищем предложение с несколькими придаточными, у которых разные союзы и разные вопросы.

(30)Когда я усе­лась в учи­тель­ской за тет­ра­ди, ока­за­лось, что шесть работ из пачки ис­чез­ли. (31)Среди них были дик­тан­ты Сени Го­луб­ки­на и Вани.

(32)На боль­шой пе­ре­ме­не мы с ди­рек­то­ром в опу­стев­шем клас­се стали про­би­вать­ся к го­луб­кин­ской со­ве­сти. (33)Имен­но тогда, в раз­гар нашей бе­се­ды, по­явил­ся Ваня Белов и ска­зал:

– (34)Я пришёл, чтобы от­дать себя в руки пра­во­су­дия!

(35)Я не ве­ри­ла, что дик­тан­ты вы­та­щил он, но ди­рек­тор со­гла­сил­ся с вер­си­ей Вани. (36)После уро­ков ше­сте­ро уче­ни­ков, ра­бо­ты ко­то­рых ис­чез­ли, пе­ре­пи­са­ли дик­тант. (37)Сеня Го­луб­кин по­лу­чил трой­ку, по­сколь­ку уже успел об­на­ру­жить на пе­ре­ме­не свои ошиб­ки, и перешёл в седь­мой класс.

Нам подходит только 30 предложение, так как в нём в единственном 2 придаточных: "когда я усе­лась в учи­тель­ской за тет­ра­ди" и "что шесть работ из пачки ис­чез­ли". У них разные союзы и разные вопросы. Все подходит.
Правильный ответ - предложение 30.

 

Пример 2.

За­да­ние 13. Среди пред­ло­же­ний 29–39 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Ищем предложение только сложноподчиненное. Сочинительной связи в нем быть не должно. Предложение с несколькими придаточными, каждое из которых цепляется по смыслу за предыдущее.

– (29)Хоть одну-то из­ви­ли­ну надо иметь! (30)Кому нужны эти ду­рац­кие тайны? — фырк­ну­ла Ли­са­пе­та. — (31)И эта Лизка Ра­ки­ти­на тоже хо­ро­ша! (32)Помню, как она со­би­ра­ла этих актёров, чьи фо­то­гра­фии из жур­наль­чи­ков вы­стри­га­ла! (33)Ме­щан­ка!

– (34)Она со­всем не ме­щан­ка. (35)Про­сто она плохо видит. (36)Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей хо­те­лось за­пом­нить актёров... (37)Вот он и от­прав­ля­ет ей от­крыт­ки лю­би­мых актёров… (38)А Лизка Ра­ки­ти­на боль­ше не живёт в Но­риль­ске! (39)Опять пе­ре­еха­ла, а он, на­вер­ное, не знает.

На правильный ответ претендент только один - предложение 32. Каждое придаточное действительно цепляется по смыслу за предыдущее: "помню" - что? - "как она со­би­ра­ла этих актёров" - актёров каких? - "чьи фо­то­гра­фии из жур­наль­чи­ков вы­стри­га­ла".
Правильный ответ - предложение 32.

 

Пример 3.

За­да­ние 13. Среди пред­ло­же­ний 11–15 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Ищем предложение только сложноподчиненное. Сочинительной связи в нем быть не должно. Ищем предложение с несколькими придаточными, у которых (скорее всего) одинаковые союзы (хотя могут быть и разные, или у второго/третьего союз может отсутствовать) и одинаковые вопросы.

(11)Мать всё так же сто­я­ла на пло­щад­ке и, пе­чаль­но скло­нив го­ло­ву, смот­ре­ла мне вслед. (12)3аме­тив, что я смот­рю на неё, она по­ма­ха­ла мне рукой с кон­вер­том так, как это де­ла­ют на вок­за­ле, и это дви­же­ние, такое мо­ло­дое и бод­рое, толь­ко ещё боль­ше по­ка­за­ло, какая она ста­рая, обо­рван­ная и жал­кая.

(13)На дворе ко мне по­до­шли не­сколь­ко то­ва­ри­щей и один спро­сил, что это за шут го­ро­хо­вый в юбке, с ко­то­рым я толь­ко что бе­се­до­вал. (14)Я, ве­се­ло сме­ясь, от­ве­тил, что это об­ни­щав­шая гу­вер­нант­ка и что при­ш­ла она ко мне с пись­мен­ны­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми.

(15)Когда же, упла­тив день­ги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгор­бив­шись, слов­но ста­ра­ясь стать ещё мень­ше, быст­ро по­сту­ки­вая стоп­тан­ны­ми, со­всем кри­вы­ми каб­луч­ка­ми, про­шла по ас­фаль­то­вой до­рож­ке к же­лез­ным во­ро­там, я по­чув­ство­вал, что у меня болит за неё серд­це.

Единственный претендент на правильный ответ - предложение 14: "я ответил" - что? - "что это об­ни­щав­шая гу­вер­нант­ка" - и что? - "что при­ш­ла она ко мне с пись­мен­ны­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми". Одинаковые вопросы, одинаковые союзы.
Правильный ответ - предложение 14.

Вверх