Задать вопрос

Напишите свой вопрос и мы обязательно ответим Вам в ближайшее время!


refresh

Записаться на бесплатный урок
Оставьте заявку, и мы обязательно свяжемся с Вами!

refresh

Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Чтобы правильно сделать задание 9 ОГЭ, Вам необходимо:

  • знать, что значат слова "обособленный" и "распространенный";
  • знать, что такое (иногда согласованное, а иногда просто) определение и чем оно бывает выражено;
  • знать, что такое (иногда уточняющее, иногда просто) обстоятельство и чем оно бывает выражено;
  • знать, что такое дополнение и чем оно бывает выражено;
  • знать, что такое приложение;
  • знать, что такое однородные члены;
  • уметь находить это всё в тексте и отличать друг от друга.

Теория

Обособленный - выделенный знаками препинания. Не всегда запятыми, иногда тире, скобками.

Распространённый - содержащий в себе более одного слова. К примеру, в предложении "это был стол, сухой, старый" есть два определения: "сухой" и "старый". Они не распространены, так как у них нет зависимых слов. А теперь мы сделаем эти определения распространёнными: "это был стол, сухой от жары, старый от времени". Распространенным может быть и определение, и обстоятельство, и дополнение, и приложение.

Определение - член предложения, отвечающий на вопросы прилагательного (какой\ая\ое\ие?), подчеркивается волнистой линией. Чаще всего, когда Вас просят найти предложение с определением, Вы должны искать причастие или причастный оборот, реже - просто прилагательное с зависимыми словами или без, выделенное запятыми (если в задании написано еще и "обособленное", а так бывает чаще всего).
Определение согласовано, когда у него такой же род, число, падеж, как у определяемого слова. Определение очень редко бывает не согласовано, поэтому обращать внимание на это слово Вам нужно меньше всего. 
Поступайте так:

  • прежде всего ищите причастие/причастный оборот;
  • если не нашли, ищите выделенные запятыми прилагательные.

Примеры определений: подушка, разорванная на тысячи клочков; баранка, разгрызанная и сломанная; ковер, сухой и мягкий.

Обстоятельство - член предложения, отвечающий на вопросы наречий (где? куда? когда? как? и пр.), подчеркивается пунктиром с точкой. Чаще всего, когда Вас просят найти предложение с обстоятельством, Вы должны искать деепричастие или деепричастный оборот, реже - просто наречия или словосочетание, отвечающее на наречный вопрос, выделенное запятыми (если в задании написано еще и "обособленное", а так бывает чаще всего).
Обстоятельство уточняющее, когда к нему можно задать наречный вопрос со словом "именно": не просто "где?", а "где именно?"; не просто "куда?", а "куда именно?"; не просто "как?", а "как именно?". Уточняющее обстоятельство наоборот деепричастным оборотом никогда не бывает. Если Вас просят найти уточняющее обстоятельство, то ищите слова/словосочетания, отвечающие на вышеуказанные вопросы, встретится деепричастный оборот - смело пропускайте.

Если Вас просят найти обстоятельство, поступайте так:

  • ищите деепричастие/деепричастный оборот;
  • если не нашли, ищите слова/словосочетания (существительные, наречия), отвечающие на наречные вопросы и выделенные запятыми.

Примеры обстоятельств: стре­мясь до­ста­вить ма­те­ри ра­дость, дочка вос­кли­ца­ла; она вошла в комнату, закрыв дверь; уходите, не оставляя следов; здесь, в комнате, пахло цветами.

Если Вас просят найти уточняющее обстоятельство, поступайте так:

  • деепричастия/деепричастные обороты пропускайте;
  • ищите слова/словосочетания (существительные, наречия), отвечающие на наречные вопросы со словом "именно" (как именно? где именно? куда именно? и пр.) и выделенные запятыми.

Примеры уточняющих обстоятельств: здесь, в комнате, пахло цветами; мы ушли потихоньку, тайком от нашего друга; он ушёл далеко, за лес и поле.

Дополнение - член предложения, отвечающий на один из вопросов косвенных падежей (то есть любых, кроме именительного). Обособленным (а в задании просят найти именно такое) оно бывает крайне редко. Чаще всего Вам надо искать оборот со словом "кроме", потому что такое обороты обособляются и потому что это слово тянет за собой родительный падеж.

Примеры дополнений: мне хо­те­лось, чтоб он зву­чал вечно и никто, кроме меня, его не слы­шал бы; она была первой во всем, кроме женственности и красоты.

Приложение - это существительное, которое отвечает на вопрос прилагательного. Им может быть имя, фамилия, прозвище, просто существительное, которое характеризует другое существительное, или целое словосочетание с главным словом, выраженным существительным. Рассмотрим на примерах.

Примеры приложений: встре­ва­ет тут Фе­до­сья, (Федосья какая?) баба из Пу́стыни; мальчик (какой?) Петя; этот мальчишка, (какой?) знатный хулиган, весь день не давал нам покоя; этот солдат, (какой?) труженик и герой, не заслужил такой участи.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, являются одними и теми же членами предложения. Чаще всего однородные члены отделяются друг от друга запятой или союзом "и". Однако иногда они отделяются друг от друга союзами "а" и "но". Не перепутайте однородные члены предложения, разделенные такими союзами, и сложносочиненные предложения: всегда ищите основы.

Примеры однородных членов: он обер­нул­ся и вдруг на дру­гой сто­ро­не улицы уви­дел маму; на улице было много пла­щей и зон­ти­ков; я хотел в подарок игрушку, а не самокат; река была широкой, но мелкой.

Примеры

Пример 1.

За­да­ние 9. Среди пред­ло­же­ний 1–7 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным при­ло­же­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Ищем существительное, которое отвечает на вопрос прилагательного и которое выделено знаками препинания.

(1)Солн­це са­ди­лось. (2)Во­круг пахло ве­чер­ней про­хла­дой. (3)Птицы за­мол­ча­ли, усту­пив место на­ше­му герою. (4)Он вска­раб­кал­ся на остат­ки трух­ля­во­го пень­ка, чтобы быть по­вы­ше, и запел. (5)Это был свет­ля­чок — ма­лень­кая бу­ка­шеч­ка, и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку о том, что видел: пре­крас­ную кар­ти­ну за­ка­та, кра­си­вое небо, зелёное море травы, се­реб­ря­ные слёзы росы и лю­бовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел лю­бовь.

Тут только один претендент на верный ответ - предложение 5: "это был свет­ля­чок (какой?) — ма­лень­кая бу­ка­шеч­ка". Вопрос подходит, часть речи тоже, выделение с помощью тире есть. 
Правильный ответ - предложение 5.

 

Пример 2.

За­да­ние 9. Среди пред­ло­же­ний 17–21 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Прежде всего ищем деепричастие/деепричастный оборот.

(17)Когда поезд отошёл от оче­ред­ной стан­ции, я по­ста­вил книгу на от­кры­тое окно и стал смот­реть на лес, на поля и луга, ко­то­рые мель­ка­ли за окном. (18)И вдруг — о ужас! (19)Книга ис­чез­ла между двой­ны­ми ок­на­ми ва­го­на. (20)Ещё не по­ни­мая серьёзно­сти по­ло­же­ния, я замер и ис­пу­ган­но смот­рел на отца, на со­се­да-лётчика, ко­то­рый пы­тал­ся до­стать книгу. (21)Через ми­ну­ту уже весь вагон по­мо­гал нам.

Мы сразу же находим деепричастный оборот "ещё не по­ни­мая серьёзно­сти по­ло­же­ния".
Правильный ответ - предложение 20.

 

Пример 3. 

За­да­ние 9. Среди пред­ло­же­ний 21−28 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ны­ми со­гла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Внимательно смотрим на задание. Нам нужно найти предложение, в котором будет несколько определений. Прежде всего ищем причастия/причастные обороты.

(21)Когда, до­воль­ный и счаст­ли­вый, я вер­нул­ся на своё место, Пав­ли­ка не ока­за­лось рядом. (22)Я огля­нул­ся: он сидел через про­ход по­за­ди меня, и у него были хо­лод­ные, пу­стые глаза.

– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуть­ся, ну по­кри­чит и за­бу­дет.

(25)Он мол­чал и гля­дел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Фран­цев­ны, он и ду­мать о ней забыл. (27)Его пре­дал друг. (28)Спо­кой­но, обы­ден­но и пуб­лич­но, средь бела дня, ради гро­шо­вой вы­го­ды пре­дал че­ло­век, за ко­то­ро­го он, не раз­ду­мы­вая, пошёл бы в огонь и в воду.

Ищем и не находим. Значит мы должны искать несколько прилагательных, выделенных знаками препинания. И мы их находим в первом предложении: "когда, до­воль­ный и счаст­ли­вый, я...". Они отвечают на нужный нам вопрос, отделены (именно отделены от всего другого предложения, а не разделены между собой) запятыми.
Правильный ответ - предложение 21.

Вверх