Задать вопрос

Напишите свой вопрос и мы обязательно ответим Вам в ближайшее время!


refresh

Записаться на бесплатный урок
Оставьте заявку, и мы обязательно свяжемся с Вами!

refresh

Заказать товар

Оставьте заказ и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Обратная связь

Оставьте заявку и мы с Вами обязательно свяжемся!


refresh

Позвоните мне!

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами!


refresh

Чтобы правильно сделать задание 12 ОГЭ, Вам необходимо:

  • знать, что такое сложносочиненное предложение;
  • знать, что такое сложноподчиненное предложение;
  • уметь отличать новое предложение в составе сложного от обычных однородных членов;
  • уметь разбираться в предложении, где есть и подчинительная, и сочинительная связь;
  • знать, какие запятые указывать в ответах, а какие нет.

Теория

Сложносочиненное предложение - предложение с союзами "и", "а", "но", "да" (в значении "но" или "и"), реже - "или", "то..., то", "ни...., ни", "тоже", "также", "же" и др. Обе части равноправны между собой. Нет главной и придаточной (зависимой). Между ними можно смело поставить точку.

Примеры сложносочиненных предложений:

Я остался дома, мой брат же отправился на прогулку.
Кот забился под диван, а собака пристально за ним следила.
Звезда всё же взорвалась, но эту планету она не задела.

Будьте внимательны! Эти же союзы очень часто разделяют между собой однородные члены. Вам нужно всегда проверять наличие новой основы после союза.

Примеры однородных членов, разделенных такими же союзами:

Он победил его хитростью, а не храбростью.
Я сыграю это по нотам или на память.
Улица была узкая, но людная.
Он то смотрел вдаль, то звонко смеялся.

Сложнопочиненное предложение - предложение с союзами "как", "что", "чтобы", "когда", "где", "который" и др. Части не равноправны между собой, точку между ними поставить очень трудно. Есть главная часть и придаточная (зависимая).

Примеры сложноподчиненных предложений:

Я не знала, когда закончится этот дождь.
Мальчик не знал, что предпринять.
Качели подлетали в воздух вновь и вновь, чтобы ребенок радостно смеялся.

Когда в предложении есть и сочинительная, и подчинительная связь, такое предложение называют "сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями". На практике такие предложения встречаются довольно часто, что добавляет заданию трудности. Еще в таком предложении могут быть и однородные члены, очень похожие на новую основу, и другие обособленные члены предложения, поэтому надо быть очень внимательным. 

Как находить нужные запятые для ответа:

  • внимательно читаете задание. Если там сказано "выпишите цифрУ", Вы ищите только одну запятую. Если там сказано "выпишите цифрЫ", вы уже ищите несколько;
  • в зависимости от задания ищите запятую, стоящую рядом с нужным Вам союзом. Не путайте сочинительные и подчинительные союзы;
  • когда думаете, что нашли, проверяете, действительно ли после этой запятой и нужного Вам союза началось новое предложение, а не продолжается предыдущее;
  • для подчинительной связи: если после придаточного продолжается главное, то Вы выписываете цифру не только той запятой, что открывает придаточное, но и той, что его закрывает;
  • для подчинительной связи: если после придаточного начинается что-то еще (сочинительная связь, причастный или деепричастный оборот, обособленное определение/приложение и пр.), то Вы выписываете цифру только той запятой, что открывает придаточное. Следующая запятая будет не только закрывать наше придаточное, но и начинать другую связь или другой обособленный член предложения, она нам не подойдет.

Примеры

Пример 1.

За­да­ние 12. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Ищем несколько цифр. Ищем места с сочинительными союзами "и", "а", "но", "да" и др. Не путаем с однородными членами, всегда проверяем наличие новой основы.

Она,(1) ка­за­лось,(2) го­то­ва была бла­го­да­рить его ещё час,(3) но он по­вер­нул­ся и убе­жал.

И на пер­вой пе­ре­ме­не ока­за­лось,(4) что никто из маль­чи­ков в их клас­се ни­че­го не по­да­рил де­воч­кам. Ни один. Толь­ко перед Леной По­по­вой ле­жа­ли неж­ные ве­точ­ки ми­мо­зы.

— От­ку­да у тебя цветы? — спро­си­ла учи­тель­ни­ца.

— Это мне Витя по­да­рил,(5) — спо­кой­но ска­за­ла Лена. Все сразу за­шу­шу­ка­лись,(6) по­смот­рев на Витю,(7) а Витя низко опу­стил го­ло­ву.

Мест с подходящими нам союзами всего два: на цифре 3 и на цифре 7. Проверяем, действительно ли там новые основы. В 1-ом предложении до цифры 3 есть основа "она готова была поблагодарить", и после этой цифры идет новая основа "он повернулся и убежал". Цифра 3 нам подходит. Проверяем последнее предложение: до цифры 7 основа "все зашушукались", а после этой цифры начинается новая основа "Витя опустил". Оно тоже нам подходит.
Правильный ответ - 3, 7.

 

Пример 2.

За­да­ние 12. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 Ищем только одну цифру. Ищем место с подчинительным союзом ("как", "когда", "где", "который", "что" и др). 

Все дви­ну­лись к две­рям,(1) в клас­се оста­вал­ся толь­ко Пет­ру­ха Ва­си­льев,(2) ко­то­рый спо­кой­но,(3) ни на кого не об­ра­щая вни­ма­ния,(4) что-то писáл в тет­ра­ди.

Нашим требованиям удовлетворяет только цифра 2.
Правильный ответ - 2.

 

Пример 3.

За­да­ние 12. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Ищем только одну цифру. Ищем места с сочинительными союзами "и", "а", "но", "да" и др. Не путаем с однородными членами, всегда проверяем наличие новой основы.

Он,(1) не тор­гу­ясь,(2) за­пла­тил трид­цать руб­лей.

Звали его Три­фо­ном Пет­ро­ви­чем. Он был какой-то уют­ный,(3) весёлый и про­стой че­ло­век,(4) и хо­зяй­ка с пер­во­го же дня при­вык­ла к нему,(5) как к сво­е­му.

Есть только один претендент на правильный ответ - цифра 4. Проверяем, следует ли за этой цифрой новая основа. Она там есть: "хозяйка привыкла".
Правильный ответ - 4.

Вверх